Обряды очищения или живой огонь

Обряды очищения или живой огонь

В течение тысячелетий северяне развивали и донесли до наших дней своеобразную цивилизацию. Их философия была простой, как и все гениальное. Согласно мирровозрениям народов севера, вся природа считается живой, одушевленной. Любой объект местности, сама местность имеет свой «дух». Это «духи» цветущей травы, текущей воды, священного огня, гор, рек, озер, лесов, дорог, морей и даже предметов, сделанных руками человека. Поэтому соблюдение обряда обращения к духам, задабривание славословием или заклинанием, проведение обряда кормления духов являются своеобразными нравственными уроками и правилами для всех. Эти простые истины закреплены в устных сводах эпических сказаний, неписанных правил и обрядах, которых придерживается до сих пор каждый истинный северянин.

Очистительные обряды, коренных народов севера проводят для того, чтобы обезопасить себя от сакральной нечистоты, влияния сильных и злых духов. Очистительный обряд окуривания дымом достаточно древнего происхождения и связан с культом огня.

У береговых коряков Пенжинской губы в начале XX века В.И.Иохельсоном был зафиксирован праздник кита. Все жители села в нарядных кухлянках выносили навстречу киту горящие головни. Его встречали как самого дорого гостя.

М.Я.Жорницкая упоминает о празднике в с.Ачай-Ваям Олюторского района «Оянейтат» или «Кокоянейталан» («Делают праздник» или «Уже приступили к празднику»), который длился два-три дня. И в последний день праздника устраивали дымный день – «очищение». На нем после угощения были танцы, где каждый танцующий исполнял свою импровизацию и в конце проводился обряд изгнания злых духов (нинвитов).

В свадебном обряде коряков (В.В.Горбачева, С.Н.Стебницкий), при встрече молодых на стойбище жениха, выносили горящие головни и, обводя вокруг, окуривали их дымом. Это символизирует приобщение новобрачной к семейному очагу мужа.

Обряд окуривания упоминается также в труде С.П.Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Во время проведения обрядового праздника ительменов «Очищения грехов», в наше время - это праздник «Алхалалалай», происходит обряд окуривания всех, кто находится в юрте, самой юрты и предметов, находящихся в ней.

Эвены Быстринского района проходят обряд окуривания во время встречи нового года по эвенскому календарю. Как объяснила нам Л.Е.Банаканова: « …обряд очищения по-эвенски, в стародавние времена проводили эвенские шаманы. Их задачей было очистить, отделить души соплеменников от различных болезней и скверны. Каждый человек, чтобы предстать перед Солнцем и Верховным божеством с чистой душой, поджигает веточку можжевельника и окуривает себя, затем веточку бросает в огонь, перешагивает его и отряхивается. Только в этом случае у Вас, у членов Вашей семьи и рода все будет благополучно. Можжевельник, по представлениям эвенов способен изгонять болезни, злой дух, нехорошие помыслы из человека».

Специально для «КамИНФОРМ», Марина Беляева, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия КГБК «Камчатский центр народного творчества»

КомментарииДобавить комментарийВсего комментариев: 0

Обратите внимание, что в комментариях запрещены:
— нецензурная лексика (в любом виде);
— прямое и косвенное разжигание межнациональной и иной розни;
— оскорбления, вульгарные и непристойные реплики;
— общение не по теме, спам.