Навстречу весне

10 мая 2017, 10:10

Навстречу весне

Утро 8 мая выдалось не по-камчатски теплым и солнечным, так и тянуло выйти из дома, провести  день на природе, почувствовать запах пробуждающейся природы, погреться в лучиках солнца. Как раз поступило приглашение от руководителя молодежного ансамбля «КОРИТЭВ», председателя общественной организации коренной молодежи «Дружба Северян», методиста Камчатского центра народного творчества Галины Кравченко поучаствовать в весеннем празднике коряков-нымыланов Аю́ангыт – пробуждения природы.  «Считалось, что пришла весна, солнышко стало греть сильнее. Человек, как и многие большие и малые существа, «оживает» и просыпается. Отмечая праздник, коряки приветствуют весну, пробуждение»,- пояснила Галина Кравчеко.

Праздник проходил в этнической деревне «Кайныран». Хозяйки этнокомплекса Анфисы Бразалук не было, но северяне и их гости чувствовали себя в деревне как дома: дымилась юрта, накрывались столы, выделывались шкуры, дети прыгали через чаут, играли в камушки, плели себе браслетики из бисера, крутили нитки, готовилась еда, старейшины общались и радовались всему происходящему, повсюду раздавались звуки бубнов, люди веселились. Пришло осознание того, что за этой непринужденной обстановкой стоят годы взращивания доверительных взаимоотношений между «Кайныраном» и аборигенами, уважение к их традициям и культуре.

«Мы уже 7 лет тесно сотрудничаем с Лидией Иннокентьевной Чечулиной. Она делает сувениры для нас и наших туристов, участвует в этнических культурных программах, проводимых в комплексе, шьет для меня национальную одежду, в которой я участвую в гонке «Берингия». Я очень дорожу нашими отношениями и  всегда с большой радостью предоставляю площадку для мероприятий, проводимых Лидией Иннокентьевной»,-рассказала Анфиса Бразалук.

На корякский праздник Аю́ангыт собрались как одной большой семьей эвены и чукчи, ительмены  и русские,  близкие и знакомые между собой люди.

Под руководством Варвары Кириченко прошел мастер-класс по пошиву кухлянки, затем почетная гостья из Карагинского района, носитель традиций коренных малочисленных народов Севера Упит Дарья Васильевна вместе с руководителем отделения северного танца Камчатского колледжа искусств, руководителем ансамбля «Уйкоаль» Владиславом Ринтытегиным, провели урок по приготовлению национального блюда «Толкуша» или по-корякски ти́лӄытил. «В деревянном блюде надо истолочь и смешать в однородную массу листья иван-чая, замороженные коренья, жир нерпы, различные ягоды, у нас сегодня морошка, брусника, клюква,-рассказывает Дарья Васильевна.-Сухую икру обязательно, корни сладкие рымӈу́в’в’и и корни горькие ына́тив’в’и. Мы их собираем в августе, потом сушим, а к праздникам замачиваем, отвариваем и добавляем в толкушу. Сбивать руками толкушу – очень тяжёлая работа. Хорошо, что сейчас есть миксеры и мясорубки».

Толкуша готова! Начались приготовления к кульминации праздника- главному обряду «Кормление огня» или «Кормление духов».

Старейшины для обряда отломили по маленькому кусочку от всех снадобий, что были принесены на общий стол хозяевами и гостями праздника, сложили часть кусочков в специальную емкость, которую вынесли на середину поляны, и развели костер. Тарелочку с оставшейся частью подношения держал в руках у огня участник обряда Владислав Ринтытегин. Старейшины во время «кормления духов» находились также в центре поляны, а остальные участники праздника встали в круг. Всем раздали сухую траву лаутэн и велели загадывать желание. Руководила обрядом мастерица, сказительница, хранительница традиционной культуры, член Совета старейшин коренных малочисленных народов Севера при губернаторе Камчатского края, руководитель ансамбля «Уйкав» Чечулина Лидия Иннокентьевна. Когда огонь задымил, Лидия Иннокентьевна бойко ударила в бубен, завела песню, закружилась в танце и все остальные ритмично двигались вслед за ней по кругу, поочерёдно подходя к огню,  опуская в него подношение из тарелочки и свой лаутэн. Все смеялись, радовались и, наверняка,  ощущали, что даже веселье в этом обряде несет в себе некую сакральность и таинство.

«Все! Духи накормлены, теперь можно и всем к общему столу, - весело скомандовала Лидия Инокентьевна. -А потом танцевать! В этот день все, кто танцует, заряжаются новой энергией, энергией пробуждающейся природы!».

Стол буквально ломился от угощенья: толкуша, рыбные котлеты, черемша, уха из двух видов рыбы, выпечка, корякские лепешки, были  картошка и сало. Как же без них?! Не обошлось и без сюрпризов.  Галя Кравченко по традиции подносила в знак уважения гостям особое лакомство «оленных» коряков- сырокостный мозг оленя! Кто-то из гостей смог попробовать этот щедрый дар. «Прости Галя, я не смогла! Приняв твое угощение, я его мужественно подержала во рту и «принесла  в дар «догорающему огню». Позже я узнала, что обряды и ритуалы оленных коряков с древних времен напрямую связаны в том или ином виде именно с главным их кормильцем – оленем. Рога, копыта, шкура, мясо, кровь, в общем все, что связано с оленем, пускалось в ход для задабривания хранителя табуна, кормления деревянных "охранителей", разбрасывания жертвенной пищи.

«Я прилетела неделю назад с Севера, с Карагинского района. У меня дочка младшая тут живет, - рассказывает Упит Дарья Васильевна.-  У меня мама-корячка, а папа- чукча. Я  выросла в тундре, среди оленей, все традиции  знаю. У нас есть еще оленный праздник. На него забивают оленя, берут только олений жир и нерпичий жир. Больше ничего! Сбивают этот жир. Получается белая масса. А потом отваривают свежее мясо оленя и кусочками маленькими, как на салат «Оливье», добавляют в этот жир. Очень вкусно! У нас в Карагинском  районе всегда проводили не только осенний праздник Хололо, но и весенний праздник Аю́ангыт. Наши предки, наши мамы, бабушки, прабабушки ходили с оленями по тундре. Весной видели как пробуждается природа, начинается новая жизнь, зелень появлятся, все живое пробуждается. И предки праздновали Аю́ангыт, наряжались в самые красивые кухлянки, и мужей, и детей наряжали, вкусняшки делали, толкушку толкли, лепешки пекли, сами кушали и всех гостей угощали. Гостей в стойбища приглашали. Раньше собак мало было, гости в основном на оленьих упряжках приезжали. Все выходили на улицу, благодарили  огонь, просили, чтобы у детей все было хорошо, и вообще, все было хорошо до следующей весны. И, конечно, бубнили и танцевали, танцевали, танцевали….!»

И на «Кайныране» на празднике танцевали все: солистка национального ансамбля «Пилюна» Варвара Максимовна Кириченко задавала темп молодежи  из ансамблей «Уйкоаль», «Коритэв», «Уйкав». Лиля Аслапова (Аймик) и Владислав Рентытыгин  мпровизировали и показали чукотский танец. Удивила всех старейшина праздника- Евдокия Сергеевна Атувье  (Кутэнэ). К ней все обращались по - свойски - тётя Дуся. Тёте Дуси 70 лет. Не выпуская костыль из рук, она так задорно пела и плясала, что могла дать фору всем остальным. «Тётя Дуся еще та танцовщица! Она со Средних Пахачей Олюторского района приехала к нам в гости. Скоро домой поедет. Она уже хочет чай свой пить, хочет на рыбалку. А вообще она у себя на  каждые праздники выступает, танцует, поет, все свои знания  молодежи потихоньку передает» - рассказывает ее внучка Карина Етаургина.

«У меня вообще Родина- Тымлай. Возле Ачайваяма поселок был такой,- включилась в беседу тётя Дуся.- Его уже нет давным-давно…Нас развезли, кого в Ачайваям, а кого в Верхнии Пахачи…Вместе с табуном пешком шли в Верхнеи Пахачи. Я вообще- то на половину ламутка по маме, а отец -чистый чукча. Могу и на чукотском и корякском языках разговаривать».

- Как вы себя чувствуете на празднике?

-Нормально чувствую.

- Все правильно организовали?

-Правильно, хорошо и весело, я как будто где- то когда-то….

«Где-то, когда-то», - остались в мыслях слова тёти Дуси. Сколько же поселков было закрыто на Севере и каково это быть без своей хоть и малой, но  Родины?

Тем временем Лилия Иннокентьевна уже собирала всех у юрты, рассаживала на оленьи шкуры. Начинался мастер-класс по горловому звукоподражанию птицам, родовым песням. «Петь надо, знать свои родовые мелодии, в них сила. Давайте сначала про ӄаю́ю  (олененка) споем. Смотрите, как надо на этих звуках работать диафрагмой», - пояснила свои движения Лидия Иннокентьевна. И зазвучал под бубны, поначалу совсем не в унисон, самодеятельный хор аборигенов и гостей праздника. Оказывается, как это сложно правильно и главное красиво «горловить птиц»! А потом пели еще раз «Олененка», которую сочинил дядя Лидии Чечулиной Волков Спиридон Николаевич, пели  «Вулкан» слепого Гавриила и песню Христовора Танвилина из Тымлата, пели песню пастуха Иван Ивановича Манихита.  «Был раньше ансамбль Лаутэн. Я им руководила в с. Ильпырь. Все умерли уже, - стала вспоминать Лидия Иннокентьевна. - Мы вообще все с Анапки Карагинского района… Так, где стакан и чайник? Мы сейчас сюда пепел добавим, это щелочь хорошая, - помешивая в бидоне помет оленей и кору ольхи, меняет тему разговора Лидия Чечулина. - Сейчас, пока время есть, будем мазать шкуру оленей, чтобы мягче была, чтобы воды меньше впитывала…..». Стало понятно, что праздник праздником, а работа не ждет, не до разговоров. Надо успеть зимние шкуры обработать, пока не наступила пора браться за летние. Детвора увлекла себя игрой «в веревочку», гости понемногу стали расходиться.  Переполняло чувство благодарности за праздник, за доверие, ведь как писал в свое время известный исследователь культуры коренных малочисленных народов Камчатки Владимир Малюкович: «Запись обрядов осуществляется нелегко, т. к. не каждому, кто ими интересуется, будет разъяснена их ритуальная часть, и тем более не всякий чужой будет допущен даже в качестве наблюдателя». Ӄайлём организаторам и друзьям!

P.S.

Праздник Аю́ангыт организовали Камчатский центр народного творчества, Региональная молодежная общественная организация «Дружба Северян» совместно с Лидией Иннокентьевной Чечулиной. Праздник состоялся при поддержке родовой общины «Килпалин",  и каждого земляка, прибывшего на праздник.

Анна Сурикова

все фото по ссылке

http://www.kamchat.info/photoreports/prazdnik_koryakov-nymylanov_ayu_angyt_probuzhdeniya_prirody/

 

КомментарииДобавить комментарийВсего комментариев: 0

Обратите внимание, что в комментариях запрещены:
— нецензурная лексика (в любом виде);
— прямое и косвенное разжигание межнациональной и иной розни;
— оскорбления, вульгарные и непристойные реплики;
— общение не по теме, спам.